По поводу пункта 8.8 Правил дорожного движения об обязательном включении ближнего света фар при движении на мотоцикле было написано немало. Еще в 1987 году в журналах “За рулем” №№ 3,6 подробно описывалась проблема положительного баланса электроэнергии на мотоциклах, оборудованных аккумуляторной батареей, также журнал “Мото” неоднократно писал об этом.

Баланс электроэнергии является положительным в том случае, когда мощность источни-ков электроэнергии (генератора) превышает мощность потребителей (ламп освещения и сигнализации, система зажигания, аккумулятор в режиме заряда).
Проблема состоит в том, что при включении ближнего света фар в дневное время акку-муляторной батарее “не хватает” зарядного тока, вырабатываемого бортовым генератором. Особенно это сказывается на мотоциклах старых моделей и на новых в городском режиме эксплуатации. Городской режим труден частыми остановками на светофорах, во время которых генератор не развивает необходимой мощности, включением указателей поворотов. А нередко при остановках приходится держать еще и тормоз. Тогда аккумулятору приходится “не сладко”.
Полностью отказаться от включения света законным способом невозможно, а вот облегчить работу генератора, лампы фары и снизить тепловую нагрузку на зеркальный отражатель фары можно установкой одного сдвоенного тумблера SA1. Доработанная схема включения лампы фары приведена на рисунке.

http://s51.radikal.ru/i133/0904/8a/3220aa80c5b9.jpg

Особенность такой схемы заключается в том, что в положении “1” переключателя SA1 (как показано на рисунке) нити лампы ближнего и дальнего света соединяются последователь-но. Общая точка “О” отключается от массы и вывод “ДС” лампы “Л” соединяется с массой. Ес-ли теперь включить на руле ближний свет, то через нити лампы потечет один и тот же ток, ве-личина которого будет почти вдвое меньше номинального тока нити накала ближнего света.
По закону Ома, уменьшение тока в два раза приводит к уменьшению рассеиваемой мощ-ности в четыре раза, но так как в работе участвуют две нити лампы, то их мощности складыва-ются. Получается, каждая нить светит в четверть накала, а фара светит вполнакала. Если при переключении SA1 в положение “1”, переключателем на руле включить “дальний свет”, то лампа фары погаснет. Об этом проиндицирует включенная контрольная лампа дальнего света “КДС”, расположенная на щитке приборов.
Переключением переключателя SA1 в положение “2” схема включения лампы фары пе-реводится в обычный режим работы.
Схема полностью работоспособна и проверена автором лично. За два сезона эксплуата-ции на мотоцикле ИЖ Планета-5 не вызвала ни одного нарекания как со стороны водителей встречного транспорта, так и со стороны ГИБДД.
Не забудьте переключить SA1 в положение “2” в вечерних сумерках во избежание ослепления водителей встречного транспорта светом нити дальнего света и при прохождении технического осмотра!